Энциклопедия дизайна: топ-5 культовых дизайнеров Дании

Энциклопедия дизайна: топ-5 культовых дизайнеров Дании

Изучаем наследие датских модернистов.

Арне Якобсен (Arne Jacobsen)

Арне Якобсен — пожалуй, самый известный датский архитектор и дизайнер эпохи модернизма. Предметы его авторства хорошо узнаваемы; они опередили своё время, вошли в учебники дизайна и часто встречаются в современных интерьерах.

Лампа Bellevue, Арне Якобсен. Источник: suiteny.com

Первая известная работа Якобсена — плетёное кресло для парижской выставки 1925 года Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes.

Парижское кресло, Арне Якобсен. Источник: scandinavia-design.fr

Затем Якобсен занимался строительством объектов в курортном районе под Копенгагеном. Дизайнер проектировал пляжные вышки, автозаправки, корпуса и рестораны курорта (в том числе и мебель), а также объекты для фармацевтической фабрики Novo.

Стулья Ant («Муравей») были впервые спроектированы для столовой на фабрике Novo, Арне Якобсен. Источник: atable.ru

В 50-х годах он вдохновляется американской технологией прессованной фанеры. Предметы, выполненные в этой технике, выглядят очень скульптурно. Отсюда пошли прозвища-ассоциации: «Муравей» (Ant), «Язык» (Tongue), «Чайка» (Seagull). Конструкция этих стульев позволяет отделять их от основания, меняя, например, ножки на колёсики.

Стулья по проекту Арне Якобсена. Источник: medium.com

Легендарный проект Якобсена — гостиница SAS Royal Hotel в Копенгагене. Это небоскрёб, в котором всё — от архитектуры и мебели до оконных переплётов, светильников, ковров и даже столовых приборов — спроектировано самим Якобсеном. Сегодня детали обстановки гостиницы можно изучать как энциклопедию дизайна: кресла «Яйцо» (Egg) и «Лебедь» (Swan), стулья «Капля» (Drop) и «Жираф» (Giraffe), кресло и диван «Аэропорт» (Airport) — все эти предметы были спроектированы для SAS Royal.

Мебель для гостиницы SAS Royal Copenhagen. Источник: designhotels.me

Ещё один проект Якобсена — Колледж Святой Екатерины в Оксфорде. Для него были спроектированы стул «Оксфордский», кресла и столики для общежития.

Колледж Святой Екатерины в Оксфорде. Источник: fritzhansen.com

Пол Хеннингсен (Poul Henningsen)

Архитектор Пол Хеннингсен вырос в богемной среде, работал писателем и публицистом, вёл колонку в газете. Архитектурного образования не имел.

Свои первые предметы он представил на выставке «Ваш дом» в Копенгагене в 1931 году. В то время они успехом не пользовалось, но время расставило всё по своим местам: стулья из гнутых трубок признаны шедеврами мирового дизайна. Например, стул «Змея» выставлен в нью-йоркском музее MOMA.

Стулья из гнутых трубок по проекту Пола Хеннингсена (первый слева — стул «Змея»). Источник: markanto.de

Хеннингсен вошел в историю дизайна как автор светильников с необычной отражающей структурой плафона, благодаря которой лампочка скрыта от глаз со всех сторон. Дело в том, что Хеннингсен, как и многие его современники, долгое время тосковал по керосиновым лампам и не признавал электрический свет, считая его слишком резким и неприятным. Первый светильник, спроектированный по такому принципу, — Парижская лампа — был выставлен в Париже в 1925 году.

Светильники по проекту Хеннингсена. Источник: stylepark.com

С конца 20-х до конца 50-х годов Хениннгсен проектирует десятки подобных светильников из алюминия и стекла, самые известные из которых — модель PH 5 и «Артишок» (Artichoke).

Светильники Artichoke и PH 5. Источники: myran.gr, finnishdesignshop.com

Кааре Клинт (Kaare Klint)

Кааре Клинт — знаковая фигура в мире датского дизайна: в 1920 году он открыл отделение мебельного проектирования в Академии художеств Копенгагена. Большинство датских мебельных дизайнеров 1950-х годов — ученики или ученики учеников Клинта.

Мебель по проекту Кааре Клинта. Источник: squarespace.com

Работы самого Клинта не относятся к модернизму — он, скорее, традиционный проектировщик. В своих разработках дизайнер всегда отталкивался от нео-классицизма начала XX века и переосмысливал традицию: не изобретая новые конструкции, а совершенствуя и исправляя имеющиеся. По сути, он отсекал всё лишнее, упрощал и сокращал количество деталей. В итоге форма начинала совпадать с функцией, что оказывалось созвучным философии авангардного тогда Баухауса.

Кресло Safari, Кааре Клинт. Источник: nytimes.com

Самые известные модели мебели — стулья Faaborg и «Сафари» (Safari), гофрированные светильники в стиле оригами, компактные диваны и вольтеровские кресла.

Стулья Faaborg и диван Addition, Кааре Клинт. Источники: scandinavia-design.fr, contextgallery.com

Ханс Вегнер (Hans Wegner)

Мебельщик-краснодеревщик Ханс Вегнер начал свою карьеру в 1930-е годы в качестве сотрудника архитектурного бюро Арне Якобсена. Постоянно участвовал в мебельных выставках, где его заметили американцы, и со временем стал самым известным датским дизайнером в Америке.

Стулья Valet и Wishbone, Ханс Вегнер. Источники: christies.com, theinterioreditor.com

Как настоящий ремесленник, он подробно прорабатывает каждую деталь и больше напоминает скульптора, чем дизайнера. К его самым известным работам можно отнести кресла «Павлин» (Peacock), «Буйвол» (Ox) и «Дельфин» (Dolphin), а также стулья «Раковина» (Shell), «Вилка» (Wishbone) и «Валет» (Valet). Кресло Getama стало одной из первых моделей, на которых появились подушки.

Кресло «Павлин» (Peacock) и стул «Раковина» (Shell), Ханс Вегнер. Источник: pinterest.com

Финн Юл (Finn Juhl)

Ещё один ремесленник-«скульптор» — Финн Юл. Учился в Королевской академии Копенгагена, проектировал мебель и участвовал в выставках.

Его работы были приняты датской публикой не сразу. В отличие от коллег Юл тяготел к сюрреализму и органическим формам, что казалось чересчур эффектным на фоне строго выверенных и рациональных работ других модернистов. Современники посмеивались над непривычными формами мебели, которые имели в своей основе анатомические контуры; сам же Финн Юл говорил, что «удобный для человека стул сам должен быть человеком».

Кресла «Пеликан» (Pelikan) и «Вождь» (Chieftain), Финн Юл. Источники: finnjuhl.com, archilovers.com

В связи с холодным приёмом критиков до 50-х годов Финн Юл считался в Дании дизайнером «второго эшелона». Однако на ситуацию вновь повлияли американцы. Работы Юла были выставлены в нью-йоркском салоне Georg Jensen и очень понравились сообществу. Дизайнера пригласили проектировать обстановку Датского посольства и один из залов штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Французские кресла, Финн Юл. Источник: architonic.com

Юл много сотрудничал с авиакомпанией Scandinavian Airlines, проектируя интерьеры салонов и терминалов. Также он участвовал в оформлении выставок скандинавских дизайнеров. Самые известные предметы мебели той поры — кресла «Пеликан» (Pelikan) и «Кузнечик» (Grasshopper), стулья «Египетский» и «Вождь» (Chieftain), а также несколько мягких диванов: «Стена» (Wall), Baker, 46 и яркие образцы корпусной мебели. Для своего собственного дома дизайнер спроектировал диван Poet органической формы. Он был задуман таким коротким специально для того, чтобы оказавшиеся на нём люди не могли не начать разговаривать друг с другом.

Poet Sofa, Финн Юл. Источник: atable.ru

Популярность Юла возрастала: например, в конце XX века к его творчеству проявили интерес японцы — «органическая» эстетика мебели дизайнера оказалась им очень близка. Что же касается наследия на родине, то дом Юла в Копенгагене сохранили в качестве музея вместе с обстановкой и мебелью, большую часть которой он сделал своими руками.

Дом-музей Финна Юла. Источник: danishfurniture.dk

Комментарии
Пользователи еще не оставили ни одного комментария.