Фанера: от эпохи фараонов до современного крафта

Фанера в интерьере

Снисходительное отношение к фанере, как к черновому строительному материалу зачастую не позволяет увидеть ее превосходный потенциал, о котором знают профессиональные дизайнеры. Попробуем разобраться, что в ней такого интересного, и в каком качестве она может пригодиться при обустройстве и отделке жилья.

Кресла Алваром Аалто, финская компания ArtekКресла спроектированы Алваром Аалто, выпускает финская компания Artek

Современная фанера – это многослойный материал в виде склеенных тонких листов древесины (шпона). Шпон получают с помощью лущения, срезая древесину с предварительно пропаренной заготовки-чурака. Процесс отдаленно похож на заточку карандаша. Полученное полотно нарезают на листы, склеивают и прессуют. Шпон располагают так, чтобы волокна соседних слоев были перпендикулярны. Благодаря такому размещению они взаимно компенсируют возможные деформации. Фанера получается равномерно прочной в десятки раз более устойчивой, чем массив. По сути это суперпрочный композитный материал, который надежно держит крепеж на основе резьбы или гвоздей. И, не в пример ДСП, ДВП и МДФ, полученным из стружки и волокон, сохраняет цельность и природную красоту дерева.

История вопроса

Иногда фанерой называют шпон, а не привычный нам готовый склеенный лист. Практически до конца XIX века под фанерованием понималось оклеивание вручную изделий из простого дерева пластинами из древесины ценных пород. То, что за дорогим фасадом такой обманки скрывается бюджетная основа, никого не смущало: красиво и практично. Старая технология подразумевала использование слоев разной толщины. В популярной книжке «Стили мебели» Д. Кеса приводится наглядный рисунок: внутри – толстая «черновая древесина», по обеим ее сторонам тонкая «черновая рубашка» и снаружи – «фанера ценных пород». Современная фанера делается обычно из листов шпона одинаковой толщины и древесины одинакового достоинства. Хотя бывают и исключения.

Самым древним из известных предметов фанерованной мебели археологи считают остатки ларца, найденного в алебастровом саркофаге, рядом с пирамидой Джосера. В 27 в. до н. э. краснодеревщики использовали для фанеровки шесть разных пород древесины (среди которых кипарис, сосна, можжевельник, кедр и зизифус), скрепив их дереянными гвоздиками.

На протяжении веков техология фанерования была весьма трудоемкой процедурой – дерево распиливали вручную очень тонкими пилами. И только в XIX веке, с появлением первых станков для производства фанеры, ситуация улучшилась. За это стоит поблагодарить предприимчивого англичанина Сэмюэля Бентама, который в 1797 г. запатентовал машины для промышленного шпонирования и шведского инженера Эммануэля Нобеля, разработавшего станок, снимающий шпон постоянной толщины.

В России дело сдвинулось, благодаря усилиям Мартина Лютера Дитриха, владельца карандашной фабрики в Ревеле (Таллине). В начале XIX века он усовершенствовал лущильный станок, на котором древесина рапускалась на тонкие листы шпона. Однако промышленный выпуск листовой фанеры начался на фабрике Лютера только в 1889 году. К началу Первой мировой в России работало уже 48 фанерных заводов. Но знаменитая «русская фанера» шла в основном на экспорт.

Иконы и живые легенды

В период между двумя войнами фанера отлично вписалась в авангардные эксперименты школы Баухаус, сослужив хорошую службу пионерам модернизма. Но настоящую мировую славу она обрела благодаря работам Алвара Аалто – самого известного финского архитектора ХХ в. В 1932 г. на свет появилось первое кресло из фанеры со скругленными формами – Paimio Chair. Аалто спроектировал его специально для зала релаксации в санатории Паймио. Кресло мягко пружинит, подстраиваясь под сидящего. Сейчас эта модель выпускается лимитированными сериями компанией Artek.

Кресла Paimio Chair, Алваром Аалто для зала релаксации в санатории ПаймиоКресла Paimio Chair, спроектированные Алваром Аалто для зала релаксации в санатории Паймио. Выпускает финская фабрика Artek

В 1940 году, в США другой гениальный финн, Ээро Сааринен, вместе со своим другом Чарльзом Имзом сделал Organic chair со спинкой из гнутой фанеры. Кресло благополучно выиграло приз в конкурсе МоМа «Органический дизайн в домашней обстановке», но массово было выпущено только в 2006 году швейцарской компанией Vitra.

В начале войны Чарльзу и Рэй Имзам поступил заказ на изготовление эргономичных и легких шин для фиксации ноги при переломах, с которым они справились, придумав инновационный метод объемного формования фанеры. Этот опыт пригодился при проектировании стула DCW и респектабельного кресла Eames Lounge Chair, – культовых моделей на все времена. Под впечатлением от работ Имзов основоположник датского функционализма, Арне Якобсен, сотворил свои бестселлеры - стул Ant Chair (1952 г.) и стул №3107 (1955 г.), актуальные и по сей день. Имена и модели можно называть и дальше, но в целом к середине 50-х годов интерес дизайнеров сместился в сторону подешевевшего пластика.

Стулья из коллекции DCW (Dining Chair Wood), Vitra. Спроектированы Чарльзом и Рэй ИмзамиСтулья из коллекции DCW (Dining Chair Wood), Vitra. Спроектированы Чарльзом и Рэй Имзами

Кресло Eames Style Lounge Chair & Ottoman. Спроектировано Чальзом и Рей Имзами, выпускается VitraКресло Eames Style Lounge Chair & Ottoman. Спроектировано Чальзом и Рей Имзами, выпускается Vitra

Непростой выбор

В России фанеру как перспективный материал для дизайна стали воспринимать с появлением высокоточного столярного оборудования и программ для проектирования. Но работать в этом сегменте оказалось не так легко. Более 60% нашей фанеры отменного качества уходит за границу, что сказывается на доступности хороших листов на внутреннем рынке. По ГОСТам фанеру подразделяют на 4 сорта в зависимости от количества дефектов древесины (выпавших сучков, червоточин, трещин) и обработки (дефектов кромки, просачивания клея и пр.). В обозначении сорта всегда две цифры, для лицевой и изнаночной стороны.

Для производства мебели, как правило, используют сорта не ниже 1/2 или 2/2, которые почти не встречается в популярных строительных магазинах, только у дилеров фабрик. Кроме того, внутри одной партии качество тоже может «гулять». Хорошо, когда у мастеров есть стабильные контакты с надежными поставщиками, а так годную фанеру придется еще поискать. Влагостойкость фанеры определяется типом клея, а он, в свою очередь, определяет экологичность материала. Безопасной для применения в жилых помещениях считается фанера средней влагостойкости марки ФК, в производстве которой применяется карбамидный клей. У фанеры ФСФ повышенная водостойкость, но клей в ней на основе фенолформальдегидных смол, и для внутренних помещений такую лучше не использовать. В России высокосортную фанеру ФК производят Архангельский фанерный завод, Муромский фанерный комбинат, Ярославская фанера и, разумеется, компания «Свеза» - мировой лидер в производстве березовой фанеры.

Фанера

Встроенная и корпусная мебель от дизайн-студий

Высокосортная фанера прочна и способна прослужить долго. При обустройстве дома ее можно использовать для изготовления различных систем хранения. Так, для молодой семьи, купившей квартиру в новостройке, архитекторы бюро «Практика» воплотили проект со встроенной мебелью. Доказав, что красивый интерьер можно сделать без колоссальных затрат. Архитекторы признаются, что не часто работают с фанерой, но любят нетривиальные задачи.

DSC_6014.jpgАрхитектурное бюро «Практика». Квартира в г. Пушкино. Система хранения в гостиной сделана из фанеры по эскизам архитекторов. Фото: Катерина Рейшер; Архитектурное бюро «Практика»

Есть крафтовые компании, для которых фанера – один из главных материалов для творчества. «В Москве более-менее известных мастерских наберется, наверно чуть больше двадцати. У нас мебель из фанеры делают небольшие дизайн-производства. Пока это нишевая история, – рассказывает Иван Ходырев, предметный дизайнер, основатель студии iM. – В мастерских часто можно встретить совершенно уникальные изделия, здесь трепетно относятся к качеству. Многие, открывшие этот бизнес, сами с удовольствием работают руками».

Студия iM. Развивающая детская игрушкаСтудия iM. Развивающая детская игрушка

Обустройство комнат для малышей и подростков – главная тема PLAYPLY. Комфортную и творческую среду, дизайнер Андрей Анисимов и архитектор Мария Анисимова-Карасик создают в плотном сотрудничестве со специалистами по развитию интеллекта, внимательно изучая зарубежный опыт. Производство продолжает расширяться, есть свои ноу-хау. Недавно мебель прошла сертификацию для садов и школ.

Студия PLAYPLY. Интерьер детской комнатыСтудия PLAYPLY. Интерьер детской комнаты

Студия PLAYPLY. Коллекция детской мебели ClicСтудия PLAYPLY. Коллекция детской мебели Clic

Коллеги по цеху команду PLY воспринимают как надежных экспертов, влюбленных в свое дело. В этом архитектурном бюро и одновременно мебельной мастерской чутко относятся к мировым трендам и любят эксперименты с фанерой и финишными покрытиями. Поверхности из микробетона, опыты с жидким металлом и красками, – за десять лет здесь сделали более 3000 всевозможных изделий, и даже наладили серийное производство мебели.

Архитектурное бюро PLY. Апартаменты в ЖК «ArtResidence». Стена из перфорированных панелей в кухнеАрхитектурное бюро PLY. Апартаменты в ЖК «ArtResidence». Стена из перфорированных панелей в кухне

Студия fineobjects – уже давно узнаваемый бренд. У нее есть свой круг почитателей и клиентов и хорошо раскупаемые модели: элегантная мебель, комоды с фирменными 3D-фасадами, акустические системы. Специально не рекламируются. Любимы за умение создавать яркие предметы, уместные в любом окружении, и бескомпромиссное отношение к качеству.

Студия fineobjects. Комод BIO ARRAY3Студия fineobjects. Комод BIO ARRAY3

Команде The LoftLab удалось найти совершенно особую нишу – из шпона березы они производят сантехнику – ванны и раковины. Применяются технологии, используемые в судостроении. В лаборатории разработан специальный состав на основе натуральных масел и смол.

Студия The LoftLab. Деревянная раковина ROUNDСтудия The LoftLab. Деревянная раковина ROUND


Комментарии
Пользователи еще не оставили ни одного комментария.