Фестиваль еды: упадок и возрождение

Классический ресторан сочетает в себе быстрорастворимые одноразовые искусства с искусствами статичными: хореография официантов, живая музыка и сами блюда, создающиеся ровно один раз и для одного-единственного заказчика, обрамлены архитектурой и интерьером.

Но по мнению гастроэнтузиастов и современных урбанистов, одноразовым и текучим здесь может стать всё — ресторан разворачивается прямо на улице, под открытым небом, еда подаётся на пластиковых тарелочках, а мишленовские повара работают на походной кухне. Такое место успевает пройти становление, расцвет и угасание в течение 12 часов.


Анна и Алёна

В 2013 году одними из провозвестников движения стали Анна Бичевская и Алёна Ермакова. Они планировали открыть свой ресторан, но посчитав бюджет, поняли, что денег на помещение нет. Так получил начало Stay Hungry Backyard: праздник еды, концерт и тусовка под открытым небом в одном флаконе. Люди в дорогой одежде сидели с бокалом игристого на сложенных на земле паллетах — а входом в новое пространство служила дыра в заборе. Искусство социальной инженерии в чистом виде.

Из раза в раз к Ане и Алёне приходило всё больше людей, и когда счёт пошел на тысячи, то девелоперы публичных арт-пространств стали сами приглашать их и предоставлять площадку. Потянулись к ним и представители пищевых холдингов. 

Также идея Stay Hungry Backyard совпала со стратегией развития Москвы как города для людей, где улица — это не просто километр серого асфальта, который необходимо как можно скорее преодолеть по пути из дома на работы, а пространство для жизни и развлечений. Дела пошли в гору, и вскоре Stay Hungry Backyard стал полноценным бизнесом. И конечно, они были не единственными.

g-tiBaGJU5LXVdpljQpclA-wide[1].jpg

fhrWFsfzDcfkibiAAnkdVg-wide[1].jpg

Упадок Stay Hungry Backyard

Примерно к 2017 году проект был свёрнут. Анна и Алёна объясняли это тем, что, во-первых, большие фестивали требуют большой и серьёзной инфраструктуры, и им не нравится, что нечто некогда живое и камерное превращается в набор формальных бизнес-процессов.

Во-вторых, они жаловались на то, что в начале 2010-х — во времена «капковской оттепели» — можно было просто взять и собраться, а теперь требуется множество разрешений и всё вязнет в бюрократической волоките.

И, наконец, чтобы организовать оригинальный фестиваль, требовалось больше денег и идей: люди, побывав на множестве таких праздников, стали более разборчивы и привередливы. Скептики — например, Тадеуш Войтович — писали, что это фуд-фестивали мертвы.

Возвращение

Хотя Stay Hungry Backyard был и завершен, зато он стал трамплином в большую индустрию. Так, в 2019 году при экспертном участии Анны и Алёны был организован «Фестиваль гастрономических развлечений Martini Time» — большой двухдневный праздник жизни с пинг-понгом, аперитивом, интерактивным музеем и фудкортом, на котором готовили обладатели звезд Michelin. На сцене выступал Юрий Антонов (и определённо он попал туда не через дыру в заборе).
На этом фестивале, который прошел в арт-пространстве «Хлебозавод», Анна и Алёна не занимались логистикой или бизнес-процессами, а отвечали за социальную инженерию, экспертизу и идеи.

755632923911402[1].png Иллюстрация: RBC

Таким образом, форма уличного искусства, берущего начало где-то на шумных, уставленных мобильными закусочными гонконгских улочках и парижских кафешантанах вполне успешно прижилась в московском климате — и следующим летом вы наверняка сможете пережить этот новый гастрономический опыт.

Фото:  style.rbc.ru the-village.ru

Комментарии
Пользователи еще не оставили ни одного комментария.