Характер нордический: главное о датском дизайне

Характер нордический: главное о датском дизайне

Датский дизайн — это не просто эстетическое течение. Это культурный и генетический код, а ещё — часть политики государства, полностью ориентированной на человека и его благополучие.

Нацпроект социального государства

Дания — одна из тех стран, про которые говорят, что художественный вкус у её жителей заложен в крови. Если наше видение интерьерного и предметного дизайна вместе с эстетикой быта ещё только формируются, то в Дании всё это существует в виде национальной идеи на протяжении ста лет.

Главная причина становления дизайн-отрасли — инвестиции и поддержка государства. Именно это произошло в 1920-30 годах, когда правительство решило вкладываться в дизайн, воспринимая его как способ благоустроить повседневную жизнь. С каждым следующим поколением дизайн оттачивался, чтобы в конце концов сложиться в государствообразующую индустрию и национальный бренд, признанный на международном уровне.

Датский музей искусства и дизайна. Источник: damnmagazine.net

Как это было

В 1924 году один из родоначальников датского дизайна Кааре Клинт (Kaare Klint) основал факультет мебельного проектирования в Академии художеств Копенгагена. Обучение там строилось на исследовании и анализе прежних мебельных традиций, их оптимизации и отказе от всего лишнего.

В 1930 году на выставке в Стокгольме появились работы модернистов, которые впечатлили прежде консервативных датских архитекторов. В мебельной индустрии начались изменения. Если до этого по части авангарда в Скандинавии лидером считалась Швеция, то к 1950 году символом скандинавского дизайна стал датский модернизм.

Мебель и светильник, Кааре Клинт. Источник: architonic.com

Предметный дизайн как филиал архитектуры

Первые датские дизайнеры себя дизайнерами не называли. Это были архитекторы. Проектируя здание, они создавали для него обстановку «под ключ», после чего предметы обстановки — мебель, светильники и аксессуары — начинали жить своей жизнью. Так, знаменитые кресла Арне Якобсена (Arne Jacobsen) «Яйцо», «Лебедь» и «Капля» были изначально спроектированы для интерьеров гостиницы SAS Royal Copenhagen (1960-е гг.), после чего ушли в серийное производство и выпускаются на фабрике Fritz Hansen по сей день.

Американское влияние

За качественный международный пиар датского дизайна стоит поблагодарить американцев: скромные датчане не искали славы за пределами своего обособленного мира. В середине XX века предприниматели и байеры из США часто приезжали на мебельные выставки в Копенгагене с целью найти что-нибудь интересное для своих соотечественников. Это и положило начало мировой славе датского дизайна.

The Ant Chair, Fritz Hansen. Дизайнер — Арне Якобсен. Источник: fritzhansen.com

Америку стоит поблагодарить не только за пиар — американский дизайн повлиял на датский и в идейном плане. В предметном дизайне Дании проявилось влияние заокеанских тенденций: например, обтекаемые формы, вдохновлённые работами Исаму Ногучи (Isamu Noguchi) и Александра Колдера (Alexander Calder), скульптурные формы из прессованной фанеры, заимствованные у супругов Имзов (Charles and Ray Eames). Американский спрос способствовал и тому, что у датских предметов вместо фабричных индексов всё чаще стали появляться названия — «Муравей», «Дельфин», «Чайка», «Артишок».

Стулья, созданные по дизайну Арне Якобсена: Ant Chair, Seagull Chair, Series 7 Chair, Grand Prix Chair, Drop Chair. Источник: fritzhansen.com

Ещё один интересный факт: именно американцы вывели в свет Финна Юла (Finn Juhl), чьи сюрреалистические проекты долгое время не находили отклика от датчан, и Юль считался на родине дизайнером второго ряда.

Мебель, созданная по дизайну Финна Юла. Источник: arthitectural.com

Две концепции

Говоря о датском дизайне XX века, стоит иметь в виду два независимых течения.

Первое — это сотрудничество архитекторов с высокотехнологичными фабриками массового производства. Массовость при этом на качество не влияет — фабрики оснащены новейшим оборудованием, здесь работают с современными полимерами и благородными натуральными материалами, уровень отделки неизменно высок. Примером является легендарное сотрудничество Арне Якобсена с фабрикой Fritz Hansen и Пауля Хеннингсена (Poul Henningsen) c фабрикой Louis Poulsen.


Второе течение — более камерное: это сотрудничество художников прикладного искусства и небольших ремесленных мастерских. Они знакомились друг с другом на ежегодных мебельных выставках, после чего выпускали небольшие серии предметов, выполненных вручную, почти скульптурно. Это полузакрытое сообщество тоже получило признание благодаря Америке. Наиболее ярким примером этого течения считается Ханс Вегнер (Hans Wegner).

CH24 Wishbone Chair, Carl Hansen & Søn. Дизайнер — Ханс Вегнер. Источник: scandinavia-design.fr

Умеренная экзотика

Некоторые дизайнеры — например, Финн Юл и Борге Могенсен (Børge Mogensen) — вдохновлялись культурой Африки, ислама и Дальнего Востока, деликатно вплетая этнические мотивы в нордическую эстетику. Так появились «Испанское кресло» Могенсена, а также «Кресло вождя» и японское кресло Финна Юла.

Spanish Chair, Fredericia. Дизайнер — Борге Могенсен. Источник: holmsweetholm.com

Chieftain Chair, House of Finn Juhl. Дизайнер — Финн Юл. Источник: rollandhill.com

Поп-арт диссидент

В 60-70-х годах наступила новая эпоха: яркий расцвет полимеров и поп-арта. К этому периоду относится творчество ещё одного датского дизайнера — Вернера Пантона (Verner Panton). Автор знаменитого стула из цельного куска пластика по сей день считается одним из самых известных дизайнеров не только в Дании, но и во всём мире.

Panton Chair, Датский музей искусства и дизайна. Источник: archilovers.com

Интересно, что культовый стул проектировался почти десять лет, и произвели его в итоге не в Дании, а в Швейцарии на фабрике Vitra. Чтобы реализовать проект, Пантону пришлось переехать в Швейцарию и работать там вместе с технологами. Дизайнера вообще привлекали смелые формы, цвета и инновации, поэтому в Данию он больше не вернулся (оказался для неё слишком экстравагантен) и выполнял заказы для других стран. Чтобы понять, насколько далеко ушёл Пантон от сдержанной датской традиции, достаточно посмотреть его проекты для прогулочного корабля Visionа.

Интерьер корабля Visiona. Источник: divisare.com

Новейшее время

Начиная с 1980-х годов в датском дизайне практически не происходит громких событий и не появляется ярких имён — это качественный и добротный дизайн, который служит на благо обществу и бизнесу.

Коллекция In Situ, Muuto. Источник: muuto.com

Сегодня индустрию можно по праву назвать государствообразующей. На рынке работают как маститые фабрики Fritz Hansen, Louis Poulsen, Gubi или Stelton, так и молодые компании Muuto, Normann Copenhagen и Ferm Living, а также бесчисленное множество небольших мастерских.

Eos Esther Lamp, UMAGE (ex. VITA Copenhagen). Источник: fabrykaform.pl

Отличие датского дизайна от скандинавского

Пожалуй, основное отличие датского дизайна от финского, шведского или норвежского — это уважение к старинному быту, традициям и укладу прошлого, а также любовь к культуре и сдержанная буржуазность. Дизайн Дании трогательно скромен, мудр и интеллектуален. Каждый предмет — будь то открывашка, ваза, диван или стеллаж для книг — создан с большой любовью и уважением.

Признаки стиля

  • Эстетика вне времени
Датский дизайн не подвержен мировым трендам и никогда не теряет актуальности. Его предметы могут существовать как в современном интерьере, так и в интерьерах, отсылающих к эстетике XVIII—XIX веков, к которым датчане испытывают особый трепет.


  • Уважение к человеку

Задача датского дизайна — сделать жизнь человека приятнее и удобнее. Каждый предмет должен быть уместным и приятным для глаз, он не должен вступать в противоречие с окружением. Важную роль играет эргономика — она всегда продумана до мелочей. Даже самые незначительные аксессуары — например, настенные крючки — задуманы как полноправные участники интерьера.

  • Уважение к природе

Датчане одними из первых в мире обратили внимание на проблемы окружающей среды: страна массово занялась органическим сельским хозяйством, перешла на биоразлагаемые материалы и энергосберегающие технологии. В дизайне эта тенденция воплотилась в качественных долговечных материалах — натуральных или полимерных, но сделанных из вторсырья и подлежащих дальнейшей переработке.

Уличная мебель Atmosphere, Cecilie Manz. Источник: aluminiumleader.com
  • Красота материала

Будь то натуральное дерево, текстиль или пластмасса — материалы всегда будут продемонстрированы с лучшей стороны. Особую ценность представляют материалы, которые «красиво стареют».

Contour Chair, Carl Hansen & Søn. Дизайнер — Борге Могенсен. Источник: inredningsnyheter.se

  • Отсутствие строгой геометрии

В датском дизайне практически нет острых углов — все линии мягко скруглены или искривлены, повторяя природные формы или изгибы человеческой фигуры. Если разобрать какой-нибудь предмет на элементы, то можно увидеть, что каждая его деталь словно живая — настолько изящно она сделана.

Thimble и Washing Up Brush, Eva Solo. Источник: nordic.com.tw

  • Сдержанная палитра

Суровая северная природа серьёзно повлияла на эстетику датского дизайна. Поэтому в палитре нет вызова — вся она состоит из мягких природных цветов и оттенков. Это помогает северному человеку пройти через все погодные испытания и сберечь силы.

Form sofa, Icons of Denmark. Источник: archiproducts.com
  • Хюгге-освещение

Ещё в начале XX века датские дизайнеры отмечали, что им не нравится новое электрическое освещение. Дизайнер Поль Хеннингсен придумал особую конструкцию абажура, которая скрывает лампочку и распространяет только отражённый свет. Тёплое освещение в датском стиле великолепно подходит для уютных вечеров северной зимы.

Продукция брендов Nuura и Gubi. Источники: architonic.com, gubi.com


Комментарии
Пользователи еще не оставили ни одного комментария.