Творить и добиться успеха: разговор с иллюстратором Софией Коловской

Творить и добиться успеха: разговор с иллюстратором Софией Коловской

Почти каждый из нас хранит в сердце мечту о любимом деле, которое хотелось бы облечь в профессию. Но что именно нужно делать, чтобы достичь желаемых целей? Куда идти учиться, как практиковаться, о чём стоит помнить? Hodeys поговорил с петербургским иллюстратором Софией Коловской о зарубежном образовании, полученном опыте и самых важных моментах для любого творца.

One day one sketch

София начала рисовать ещё в детстве. Девушка вспоминает, что у мамы до сих пор хранится один из её первых рисунков — цветная лошадка, которую юная художница нарисовала в четыре года. При этом у Софии не было цели быть иллюстратором; более того — у неё не было среднего художественного образования. По словам девушки, рисовала она всегда, но в художественную школу не ходила, а училась на графического дизайнера в СПбГУ.

В 2014 году, закончив бакалавриат, София поступает в магистратуру в тот же университет и записывается на летние курсы по рисованию. «Там каждые два дня занятие вёл новый преподаватель, — вспоминает девушка. — У каждого я спрашивала, что нужно делать, чтобы стать иллюстратором. И почти все они говорили: «Ну, нужно рисовать». Тогда я решила, что буду рисовать каждый день. Я подумала, что рисование — это язык, просто визуальный, а лучший способ выучить любой язык — это учить его каждый день. Но я знала, что если просто пообещаю себе это делать, то быстро сдамся. Поэтому создала паблик Вконтакте, куда пригласила своих друзей и публично пообещала рисовать каждый день».

Так появился проект «One day one sketch» («Один день — один скетч»), который существует сих пор. У публичной страницы уже больше 30 тысяч подписчиков, а София по-прежнему рисует каждый день уже почти шесть лет подряд.

На двух континентах

Когда София только начинала учиться, то даже не представляла, что её «академический путь» затянется почти на 10 лет. За это время девушка успела поучиться в трёх университетах на двух континентах. Она закончила СПбГУ по направлению «Графический дизайн» (бакалавриат и магистратура), университет Аалто в Хельсинки (Visual communication design, направление Visual narrative), а также полгода училась по обмену в Rhode Island School of Design в США. Кроме того, София проходила программу дополнительного образования Pattern Lab, где научилась делать паттерны и узнала много нового про текстильный дизайн.

Однако выделить какое-либо из полученных образований как «лучшее» София затрудняется. «Нет какого-то образования, которое было бы однозначно лучшим во всём, — рассказывает иллюстратор. — Образование в каждой стране очень разное. В российском я вижу кучу плюсов: например, крайне глубокие знания и широкий спектр того, что преподают. Я знала больше по истории искусства и понимала больше отсылок преподавателей, чем любой из моих европейских одногруппников. Европейское образование заставило по-новому взглянуть на привычные вещи: ты можешь выбирать предметы для изучения, учишься грамотно дискутировать и ценить даже те вещи, которые могут быть поначалу не очень понятны. Американский университет показал мне, как важна поддержка в том, что ты делаешь, и как работают настоящие профессионалы. Всё это было по-своему нужно и здорово».

Нести знания и любовь

София успела побывать как в роли ученика, так и в роли учителя (и оба амплуа для неё до сих пор актуальны). До 2019 года девушка периодически вела небольшие мастер-классы, читала лекции и работала как частный преподаватель. А в 2019 школа Controforma пригласила её стать автором первого выездного курса по иллюстрации во Флоренции. София написала программу, разработала задания и, к её приятному изумлению, всё работало как часы, а курс удался на 100%. С тех пор она начала проводить интенсивы по иллюстрации — как вместе со школой, так и самостоятельно.


«Недавно я решилась на свой первый онлайн-продукт и сделала марафон ежедневного рисования, — делится София. — Следующий подобный марафон будет в конце июля. А 9 июня стартовал новый оффлайн-курс: мы встречаемся со студентами два раза в неделю по вечерам, а по выходным планируем работать подольше».

София уверена: то, что она много училась сама и наблюдала за теми, кто учит, помогло ей сформировать свой подход и манеру обучения. Теперь девушка знает, что может нести знания и любовь в массы, что и делает на своих курсах.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно уметь структурировать свои знания, доносить их в понятной форме, но самое главное — любить студентов и то, что ты делаешь. Мои занятия — они в первую очередь о любви и принятии: я всех хвалю, учу видеть в своих и чужих работах хорошее, стараюсь вдохновлять на новые свершения. Мои бывшие студенты вовсю рисуют: кто-то поступил за это время на творческую специальность, кто-то начал получать первые заказы, кто-то просто сделал рисование регулярной практикой. Я часто получаю отзывы, что мои курсы помогают людям поверить в себя и начать больше рисовать, заняться иллюстрацией всерьёз. И это то, что делает мою жизнь счастливее».

Проекты и коллаборации

За те годы, что София работает иллюстратором, она успела сделать много самостоятельных проектов и поучаствовать в коллаборациях с различными компаниями. Например, в содружестве с книжным магазином «Подписные Издания» девушка сделала блокноты, открытки и магниты на тему Петербурга. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу «Алиса в стане наук»: по сюжету трое учёных — биолог, математик и физик — объясняют цитаты из «Алисы в Стране чудес» с точки зрения науки, а София это всё проиллюстрировала. Пару лет назад она создала очень личный комикс «Маленькая гора», а недавно вышло второе издание созданного иллюстратором путеводителя «Петербургский алфавит». Если перечислять дальше, то разговор рискует сильно затянуться: ведь София работала и с музыкантами, и с представителями киноиндустрии, и с маленькими компаниями, и даже с одним петербургским театром.

Коллаборация с журналом The Calvert Journal

Из самых любимых последних проектов София выделяет иллюстрации для лондонского онлайн-журнала The Calvert Journal (девушка проиллюстрировала статью про русские места в Париже); некоммерческий, но важный для неё комикс про то, как важно оставаться дома; а также восьмиметровую роспись в петербургском пространстве Севкабель Порт, которую она сделала вместе со своим другом Тео год назад.

Роспись в пространстве Севкабель Порт, которую София сделала вместе с другом Тео

Советы Софии для всех, кто хочет рисовать

  1. Старайтесь смотреть шире: разглядывать, читать, узнавать как можно больше, интересоваться историей искусства, наукой, кино, литературой. Всё это поможет вам в иллюстрации, так как чем шире ваш кругозор, тем богаче ваше творчество. Может показаться, что, например, художественная литература или кино никак не связаны с рисованием. Но в книгах сокрыто множество метафор, которые можно воплотить визуально, а кино использует визуальный язык, близкий к иллюстрации. К тому же рисовать можно очень разные вещи — недаром в иллюстрации столько направлений: от детской до научной. Чем больше вы знаете, тем проще вам будет выполнять самые разные заказы.
  2. Помните, что вы всегда критикуете себя сильнее, чем окружающие критикуют вас. Представьте, что то, что вы говорите себе о своих работах, вы говорите своему другу о его творении. Вы бы стали говорить ему: «Ты бездарность!», «У тебя ничего не выйдет»? Вряд ли. В случае с собой действует то же правило: не позволяйте себе так общаться и обращаться с собой. Мы всегда критикуем и ругаем себя в 10 раз больше, чем окружающие; мы гораздо чаще видим негативные аспекты своей работы, а не удачные моменты. Именно поэтому на своих курсах я хвалю студентов, а также учу их хвалить друг друга. Постарайтесь быть добрее к себе и поменьше себя ругать.
  3. Не относитесь слишком серьёзно к тому, что делаете. Поначалу это очень сложно и можно намучиться в погоне за идеалом (которого не существует). У меня есть любимое сравнение: рисовать — это как пробовать новую еду. Вам может не понравиться то, что вы попробовали, но вряд ли вы будете рыдать из-за невкусного блюда. Так же и с тем, что вы делаете. Вы что-то попробовали, и у вас не получилось? Разорвите/удалите всё и начните заново. Иллюстрация — это соединение вашей души, мозгов и навыков. Для того, чтобы развить последнее, вам нужно всего лишь практиковаться. Постарайтесь рисовать регулярно и получать от этого удовольствие. Вы и не заметите, как со временем станете крутым иллюстратором.
  4. Специально для Hodeys София составила личный топ-5 любимых музеев, куда, по её мнению, точно надо сходить, чтобы посмотреть на работы художников, иллюстраторов, скульпторов и всех-всех-всех:
  • Эрмитаж, Санкт-Петербург; 
  • The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк; 
  • Neues Museum, Берлин; 
  • Galleria degli Uffizi, Флоренция; 
  • Rijksmuseum, Амстердам.

Теперь вы знаете, куда отправиться на охоту за вдохновением, если окажетесь в одном из вышеперечисленных уголков планеты. И, пожалуй, самое важное, что можно добавить, — не бойтесь творить. В каждом из нас скрыто множество талантов; пришла пора их разбудить!

Комментарии
Пользователи еще не оставили ни одного комментария.